|
Статья опубликована в журнале "Отдел кадров" в феврале 2003 г.
Кадровые агентства: взгляд под углом качества
Юрий СМИРНОВ, директор
Альтернатива. Кадровое агентство, г.Днепропетровск
Содержание:
Отличительные особенности систем качества по ISO 9000
Нацеленность на заказчика
Взаимоотношения "поставщик-потребитель" внутри кадрового агентства
Возможность проведения сертификации независимой и объективной третьей стороной
Предотвращение брака, а не исправление его последствий
Главный контролер качества - исполнитель
Маркетинг, контракты, товар, повышение квалификации, внутренний аудит качества
Заключение
Перечень использованной литературы
Нацеленность на заказчика
Работодатели совершенно справедливо сетуют на то, что агентства частенько хватаются за заказ, абсолютно не вникая в потребности компании [28; 72]. "Некоторые считают подбор персонала несложным занятием, ведь в людях у нас разбирается каждый. Поэтому многие мнят себя "мейкерами" рекрутинговых услуг, и агентства в 3 - 5 человек плодятся как грибы после дождя" [77].
Одним из неписаных законов взаимного сотрудничества является обязательство кадровых компаний действовать в интересах заказчика. Например, в [88] описано, как компьютерная компания в поисках директора получила от кадровых агентств 57 резюме претендентов, абсолютно не соответствовавших требованиям. Зато коллега-компьютерщик из другой фирмы рекомендовал три вполне приличные кандидатуры. Из чего руководство сделало вывод: "только человек, хорошо знающий вас, может определить, подойдет ли вам тот или иной кандидат… Если представители кадрового агентства стремятся любыми способами получить заказ от вашей фирмы, обещая в кратчайшие сроки подобрать любых кандидатов, - это плохой знак. Если же они хотят сначала как можно больше узнать о характере деятельности компании, ее перспективах и стиле работы - такой подход можно только приветствовать".
С другой стороны, многие консультанты сетуют на неподготовленность заказчика: "клиент… по-прежнему остается непосвященным во многие нюансы. Он, как правило, пребывает в двух состояниях: 1 - гипнотически - возвышенном. В этом случае клиент считает услуги агентств чем-то вроде Hi-End и готов платить за них любые деньги; 2 - негативно - настороженном. Клиент считает рекрутинг жульничеством, а цены - раздутыми и взятыми с потолка" [77]. Поэтому "как только появляется новый клиент, его нужно учить думать, как мы" [102]; "учить…, как выжать максимум возможного из меня или моего коллеги-рекрутера" [110]; "образовывать его, объясняя, что входит в процесс нашей деятельности по выполнению заказа" помимо поиска в базе данных [19], "сформировать репутацию услуги в целом независимо от имени ее производителя" [42].
У консультанта должно хватить решительности убедить заказчика с уважением относиться к кандидатам, не повторять освещенные в отчетах вопросы, уметь хорошо продать их внутри своей организации, так как речь идет не о просителях работы, а, как правило, о хорошо устроенных и занятых профессионалах, тратящих свое личное время на собеседование и, в известной степени, рискующих своей репутацией [117].
Местонахождение, комфортность офиса, и даже график работы - все это также показатели качества. Например, представьте: два часа ночи; звонок в агентство, специализирующееся на программистах; консультант поднимает трубку, представляется, интересуется, чем помочь; звонивший в недоумении: "...Простите, но что вы делаете здесь в такое время?" - консультант - "Отвечаем тем, кто в такое время звонит..." [95].
"Заказчики теперь сами определяют методы поиска, требуя их технологичности и эффективности… и тактично "подталкивают" рекрутеров к осознанию того, что настоящие деньги нужно зарабатывать переходя от эксклюзивности к технологии, и цены должны становиться разумными, хотя услуга и носит эксклюзивный характер. Непонимание этого неизбежно приводит к потере клиентов… Большинство агентств в ближайшем будущем будут вынуждены вести более клиенто-ориентированную политику" [77]. Более того, не надеясь на перевоспитание существующих кадровых агентств, некоторые ведущие фирмы и банки даже пытаются создать собственные агентства [1; 45; 99].
Для выстраивания равноправных отношений и снижения риска невыполнения заказа, а, следовательно, падения имиджа как своего, так и кадрового бизнеса в целом, агентству желательно спрогнозировать ход подбора, обсудить с заказчиком свои сомнения. Критериями хорошего заказа могут быть: 1 - уверенность в том, что клиенту действительно срочно нужно нанять человека; 2 - реалистичность клиента в определении задач, которые предстоит решать будущему сотруднику, и наличие для этого необходимых ресурсов; 3 - понимание клиентом значимости привлекательности позиции для кандидатов и готовность красиво "продавать" вакансию кандидату; 4 - наличие кандидатов на рынке специалистов; 5 - понимание причин провала агентств, ранее работавших над заказом [10; 19].
Соответственно, понимающий и заинтересованный заказчик должен заблаговременно подготовить максимум открытой информации о своей фирме, детализировать постановку задачи, обеспечить сотрудничество агентства и собственной службы персонала в закрытии вакансии, подсказать ключевые критерии принятия решения о приеме; иными словами, подготовить консультанта к успешной презентации фирмы и вакансии [117].
|
|